воскресенье, 21 октября 2012 г.

В помощь родителям.

"Мы такого не проходили!" :)
Совершенно справедливо, в наше время в 1 классе не проходили. Поэтому для большинства родителей странные квадратики и кружочки  в "Азбуке" - непонятная шифровка, а так хочется помочь ребенку!
Итак, на уроках обучения грамоте (чтении и письме) мы разбираем звуки, учимся их слышать и различать, это нужно для того, чтобы потом осознанно применять правила орфографии, а не тупо их заучивать, не понимая, для чего и как их использовать при письме. Поэтому звуковому разбору слов уделяется так много внимания. Как вы заметили, в 1 классе уже даже вводятся транскрипции! Это не должно вас пугать. Дети с незатуманенными жизненным опытом мозгами гораздо легче это понимают и принимают.
Если хотите дома закрепить и потренироваться, подскажу, как это лучше делать - маленькие секреты:

1) Выбираем слово для разбора.
2) Можно сразу подсчитать звуки, а после подробного разбора себя проверить, или  сразу разбирать по звукам.
3) Выделяем первый звук и определяем, является он гласным или согласным. От этого зависит дальнейшая характеристика звука.
"Дошкольники", упрощая объяснения, говорят детям, что гласные "поются", поэтому многие дети записывают в гласные и такие звуки, как [м], [н] [л], их тоже можно пропеть. Да, гласные можно петь, но это только часть их "характера" и не самая существенная. Гласные звуки - это звуки, при  произнесении которых голос не встречает преграды в виде языка и/или губ, зубов. Соответственно, согласные встречают преграды. Для более наглядного объяснения можно произносить эти звуки перед зеркальцем, а потом с закрытыми глазами, чтобы почувствовать.
Итак, гласные звуки - могут быть только ударными или безударными! И никакими больше, пока.
А вот согласные могут быть глухими или звонкими, твердыми или мягкими.
Глухость/звонкость мы определяем, положив ладошку на горлышко. Если при произнесении звука под ладошкой "звенит", то он звонкий, если ничего не чувствуется, то глухой. Можно также закрывать ладошками уши и произносить звук.
Мягкость/твердость надо почувствовать. Для контраста можно произнести звук "наоборот", т.е произнести слово так, чтобы мягкий стал твердыми или твердый мягким, например "столь" вместо "стол", "мёлоко", вместо "молоко", "самолот" вместо "самолёт" и т.п.
И еще - одна из самых распространенных ошибок. . Читающие дети, а также привыкшие обозначать звуки буквами родители часто вводятся (или вводят) в заблуждение, не вслушиваясь в звуки, а заменяя их "буквенным обозначением". Я имею в виду буквы "я", "ё", "ю", "е".  Просто мы знаем, что есть такая буква и не задумываемся, а как мы ее произносим. Обратите внимание, эти буквы могут обозначать, как один звук (после согласных, например в слове "мясо" буква "я" обозначает гласный звук [а] после мягкого согласного), так и два звука [й*а] (в начале слова, например "яблоко" - [й*аблака], после гласных  "маяк" - [май*ак], после согласных при разделительном мягком знаке "вьюга" - [в*й*уга]. Пожалуйста, не путайте детей! Просто произносите, слушайте, выделяйте и анализируйте звуки так, как они звучат.
4) Обозначаем звук символом. Ставим ударение над ударным гласным. Проверяем "прочитывая" слово по получившейся схеме. 
Табличка-помощница "Как обозначать звуки":


Комментариев нет:

Отправить комментарий